Рекомендации

Комплекс зрительной гимнастики

 

  

 

свернуть

Консультация на тему: «Профилактика речевых расстройств у педагогов»

Одним из речевых расстройств является нарушение голоса.

1.Классификация нарушений голоса.

          По характеру нарушений голосовые расстройства делятся на органические и функциональные.

         Функциональные нарушения имеют временный характер. Органические нарушения голоса  связаны с изменениями структуры органа или тканей. Функциональные нарушения могут переходить в органические.

Функциональные нарушения голоса у взрослых:

  • психогенная афония (чаще всего её причиной является стрессовое состояние – крик, конфликт- которое выступает как пусковой механизм, приводящий к полной потери голоса),
  • гипотонусная дисфония (из-за постоянного перенапряжения голосового аппарата, после острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей),
  • гипертонусная дисфония (чаще всего связана с использованием твёрдой таки голосообразования и чрезвычайно высоким голосом),
  • гипо – гипертонусная (смешанная) дисфония (после острого ларингита, трахеита),

Органические нарушения голоса:

  • при остром и хроническом ларингите
  • краевой и односторонний хордит,
  • парезы гортани (частичное ограничение подвижности голосовых связок сроком до 6 мес.),
  • параличи гортани (полная неподвижность голосовых связок сроком более 6 мес.).

 

2.Причины нарушений голоса.

  Причины дисфонии и афонии весьма разнообразны. О.С.Орлова выделяет следующие основные причины, вызывающие нарушения голоса, которые можно условно разделить на:

-биологические (конституциональные особенности, возраст, сопутствующие заболевания),

-бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия),

- психологические (бытовые и профессиональные конфликтные ситуации, психоэмоциональные и характерологические особенности личности).

  Большинство авторов указывают на наличие постоянного шумового фона (провоцирующего перенапряжение голоса), громкое пение, крик, воспалительные процессы верхних дыхательных путей, нарушения слуха.

  По данным О.С. Орловой (2005) в этиологии дисфоний преобладает частое перенапряжение голоса ( крик, громкая речь дома, в детском саду, форсированное пение в хоре) – 65 % случаев, острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей – 20 %, астенический синдром – 10%, аденоиды -  5%.

  При афонии наряду с указанными случаями имели место случаи, связанные с нервным потрясение.

  Большое влияние оказывают социальные и биологические факторы. У жителей больших городов дисфонии возникает в 2 раза чаще. А.С.Зуев (1996) отмечает, что причиной голосовых расстройств могут быть экологические факторы (местности с неблагоприятными метеоусловиями – опасными скоростями ветра, повышенной влажностью, частыми изменениями температуры).

  Д.К.Вильсон (1990) приводит данные о возникновении нарушений голоса в результате подражания людям с нарушенным голосом – ребёнок учится не только языку, но и манере речи, у крикливой матери и ребёнок говорит на повышенных тонах.

  Ю.С. Василенко и  Г.Киттель (1997) подчёркивают, что некоторых голосовых нарушений у взрослых можно было бы избежать благодаря раннему их выявлению и своевременному лечению в детском возрасте.

 

3.На что нужно обратить внимание?

  Е.Ю. Радциг и О.С.Орлова считают, что следует обращать особое внимание на:

  • продолжительную, устойчивую осиплость в течение многих месяцев,
  • неослабевающую, прогрессирующую осиплость (охриплость) и обструкцию дыхательных путей – новообразования),
  • трудности в произношении слов и нескоординированность глотательных движений - нервно – мышечные расстройства,
  • продолжительную, тяжёлую осиплость (охриплость) с мягким прогрессирующим стридором и обструкцией дыхательных путей – папилломатоз,
  • внезапное начало осиплости после удушья, приступа кашля, попадания инородного тела в гортань,
  • перемежающуюся лёгкую дисфонию или эпизоды полной афонии, формированный шепот вместо голоса, чаще у лиц женского пола, - психогенная дисфония,
  • слабый голос с придыханием, невозможность громкого голоса – парез голосовых складок,
  • внезапное начало дисфонии после громкого крика, возгласа – кровоизлияние в голосовые связки,
  • пропадающий голос – новообразование или кисты над гортанью.

4.Гигиена голоса и предупреждение дисфонии.

   Степень выразительности голоса определяется его природными возможностями, но систематическая тренировка делает голос более выносливым.

  При здоровом голосовом аппарате можно рассчитывать на хорошие результаты в работе. Заболевания голосовых складок, тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, заболевания щитовидной железы и другие заболевания отрицательно сказываются на звучании речи.

  Хорошая физическая закалка оказывается благотворное влияние на общее состояние человека, а значит, на его голосовой аппарат.

  Одним из важных факторов предупреждения нарушений голоса  является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение.

  Нужно стараться  не перенапрягать голос избегать громкого разговора, крика  и визга, в том числе и как проявление низкого культурного уровня.  После рабочего дня по возможности 1-2 часа нужно помолчать, прополоскать полость рта и горло тёплым (но не горячим) успокаивающим настоем.

  Вокальный репертуар следует подбирать с учётом диапазона голоса.

  Необходимо постоянно заботиться о физическом закаливании организма, (повышающем иммунитет к различным заболеваниям), о формировании уравновешенного активного поведения и хорошего бодрого настроения.

  Отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками. Все эти факторы вызывают и поддерживают катаральное состояние слизистой оболочки глотки и гортани.

  Помещения, в которых вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями.

  Таким образом, знания по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по голосоведению, расширению диапазона и звучания и повышению выносливости голоса позволяют сохранить и развить природные качества голоса.

Рекомендации

  • 2 раза в год посещать отоларинголога,
  • необходим полноценный отдых,
  • лучше молчать больше (минимум 2 часа в день),
  • промывать носоглотку Аквалором, Аквамарисом (на основе океанической воды)
  • не злоупотреблять лекарственными средствами при лечении верхних дыхательных путей,
  • чаще пить: чай с мёдом, кипячёную воду, морс не сладкий, компот из сухофруктов,
  • исключить употребление газированных напитков ( агрессивно влияют на гортань и слизистые оболочки),
  • сахар везде заменить на мёд (сахар для гортани вреден!),
  • набирайте негазированную минеральную воду в маленькие пульверизатор и брызгайте в рот),
  • соблюдать масочный режим,
  • употребляйте минеральную воду, разбавляя кипячёной водой (1:1),
  • не перенапрягать голос избегать громкого разговора, крика и визга,
  • отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками,
  • помещения, в котором вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями.
  • в рабочих помещениях и дома должны быть различные увлажнители, аквариумы, комнатные растения.

 

Упражнения, способствующие улучшению качества голосоведения

            Цель этих упражнений – подготовить речевой аппарат к работе, снять или     предотвратить возможные мышечные зажимы и др.

           Проводить упражнения следует в хорошо проветриваемом помещении. Тренироваться рекомендуется утром, до речевой нагрузки, перед уроком, при голосовом утомлении. Каждое упражнение следует повторить 5-10 раз. Упражнения выполняйте несколько раз в день.

  • Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “с”
  • Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “ш”
  • Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звуки “с-ш” (с плавным переходом от одного звука к другому)
  • Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “х”
  • Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “в”
  • При постоянном желании откашляться – беззвучно произносите звук “ы” (при задержанном дыхании и закрытом рте с неплотно сжатыми зубами) (при этом в глотке ощущается небольшое напряжение) (2-3 раза в день по 10-12 раз)

          Проверьте тип своего дыхания. Для полноценной фонации нам необходимо диафрагмальное дыхание. Его необходимо отрабатывать сначала в положении лежа, затем сидя и только потом стоя с контролем зеркала. Одну руку положите на грудь, другую – на живот (для контроля за движением мышц). При вдохе грудь и плечи должны оставаться неподвижными.

свернуть

Консультация “Развитие фонематического слуха у детей с ОНР, как часть работы по профилактике дисграфии”

Правильно слышу – хорошо говорю!

Фонематическое восприятие -  способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения. Опыт многих логопедов-практиков подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всех сторон речи ребенка. Формированию фонематического восприятия отводят ведущее место в работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, Вы, родители, облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений или способствовать сокращению времени работы по исправлению уже имеющихся нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Упражнения для развития фонематического слуха построены   по принципу от простого к сложному.

Начинаем работу с узнавания неречевых звуковРазличение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

  • «Кто что слышит?»Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.
  • «Шумящие мешочки»Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
  • «Волшебная палочка»Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
  • «Жмурки»Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
  • «Что я делаю?»Ребенок с закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяют действие, производимое взрослым.
  • «Угадай, на чем играют?»Ребенка знакомят со звучащими игрушками, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает, какая игрушка звучит.
  • «Угадай, кто кричит». Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто кричал.
  • «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

+

+

 

+

++

 

++

+

 

+

++

+

++

+

++

Ритмические рисунки можно отстукивать, протопать или проиграть на любом детском музыкальном инструменте. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

  • «Кто тебя позвал?»Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.
  • «Узнай свой голос».Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
  • «Громко – тихо».Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
  • «Три медведя».Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

  • «Слушай и выбирай».Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
  • «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
  • «Похожи или нет» Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.
  • «Повторюшка»Ребенку предлагается повторить за взрослым вначале по два, затем по три похожих слова в названном порядке:

БАК — ТАК МАК — БАК — ТАК ТОК — ТУК — ТАК БЫК — БАК — БОК ДАМ — ДОМ — ДЫМ КОМ — ДОМ — ГНОМ

МОТОК — КАТОК — ПОТОК БАТОН — БУТОН — БЕТОН БУДКА — ДУДКА — УТКА НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА ТЫКВА — БУКВА — БУДКА КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНКА

  • «Сколько детей позовем?» Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить - одинаковые он слышит имена или разные.

Люба - Люда Толя - Толя Коля - Толя Дима - Дина Саша – Саша

Миша - Маша Соня - Саня Дина - Инна Витя - Витя Витя - Митя

Различение слогов

  • «Повторюшка»

1) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)

ТА — ТА —ТА ТА — ТА — ТА ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА КА — КА — КА КА — КА — КА

Аналогичная работа проводится с другими слоговыми рядами, содержащими простые для произношения ребенка согласные звуки.

2) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

ТА — ТО — ТУ ТЫ — ТА — ТО МУ — МЫ — МА МО — МА — МЫ ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ НУ — НЫ — НА НО — НА — НУ ДА— ДЫ — ДО ДУ — ДЫ — ДА

БО — БА — БЫ БУ — БО — БА ПА — ПУ — ПО ПЫ — ПО — ПУ КУ — КО — КА          и т. п.

3) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ТА — КА — ПА КА — НА — ПА ФА — ХА — КА БА — ДА — ГА МА — НА — ВА

ПА — КА — ТА ГА — БА — ДА КА — ФА — ХА ВА — МА — НА НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, УЫ.

4) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости

ПА — БА ТА — ДА

ФА — ВА КА — ГА

ПА — БА — ПА БА — ПА — БА ТА — ДА — ТА ДА — ТА — ДА

КА — ГА — КА ГА — КА — ГА ВА — ФА — ВА ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

5) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости

ПА — ПЯ МА — МЯ ВА — ВЯ ТА — ТЯ БА — БЯ ДА — ДЯ ФА — ФЯ

ПО — ПЁ МО — МЁ ВО — ВЁ ТО — ТЁ ВО — БЁ ДО — ДЁ ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — МЮ ВУ — ВЮ ТУ — ТЮ

БУ — БЮ

ДУ — ДЮ

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ МЫ — МИ ВЫ — ВИ

ты — ТИ

БЫ — БИ

ДЫ — ДИ

ФЫ — ФИ

Различение и выделение звуков из ряда других

  • «Поймай звук» Взрослый называет ряд звуков и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.).
  • «Поймай звук» Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук - хлопком, другим оговоренным движением или поднятием зрительного символа.

Процесс формирования и тем более исправления речи требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей - они еще очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными.

свернуть