Одним из речевых расстройств является нарушение голоса.
1.Классификация нарушений голоса.
По характеру нарушений голосовые расстройства делятся на органические и функциональные.
Функциональные нарушения имеют временный характер. Органические нарушения голоса связаны с изменениями структуры органа или тканей. Функциональные нарушения могут переходить в органические.
Функциональные нарушения голоса у взрослых:
Органические нарушения голоса:
2.Причины нарушений голоса.
Причины дисфонии и афонии весьма разнообразны. О.С.Орлова выделяет следующие основные причины, вызывающие нарушения голоса, которые можно условно разделить на:
-биологические (конституциональные особенности, возраст, сопутствующие заболевания),
-бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия),
- психологические (бытовые и профессиональные конфликтные ситуации, психоэмоциональные и характерологические особенности личности).
Большинство авторов указывают на наличие постоянного шумового фона (провоцирующего перенапряжение голоса), громкое пение, крик, воспалительные процессы верхних дыхательных путей, нарушения слуха.
По данным О.С. Орловой (2005) в этиологии дисфоний преобладает частое перенапряжение голоса ( крик, громкая речь дома, в детском саду, форсированное пение в хоре) – 65 % случаев, острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей – 20 %, астенический синдром – 10%, аденоиды - 5%.
При афонии наряду с указанными случаями имели место случаи, связанные с нервным потрясение.
Большое влияние оказывают социальные и биологические факторы. У жителей больших городов дисфонии возникает в 2 раза чаще. А.С.Зуев (1996) отмечает, что причиной голосовых расстройств могут быть экологические факторы (местности с неблагоприятными метеоусловиями – опасными скоростями ветра, повышенной влажностью, частыми изменениями температуры).
Д.К.Вильсон (1990) приводит данные о возникновении нарушений голоса в результате подражания людям с нарушенным голосом – ребёнок учится не только языку, но и манере речи, у крикливой матери и ребёнок говорит на повышенных тонах.
Ю.С. Василенко и Г.Киттель (1997) подчёркивают, что некоторых голосовых нарушений у взрослых можно было бы избежать благодаря раннему их выявлению и своевременному лечению в детском возрасте.
3.На что нужно обратить внимание?
Е.Ю. Радциг и О.С.Орлова считают, что следует обращать особое внимание на:
4.Гигиена голоса и предупреждение дисфонии.
Степень выразительности голоса определяется его природными возможностями, но систематическая тренировка делает голос более выносливым.
При здоровом голосовом аппарате можно рассчитывать на хорошие результаты в работе. Заболевания голосовых складок, тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, заболевания щитовидной железы и другие заболевания отрицательно сказываются на звучании речи.
Хорошая физическая закалка оказывается благотворное влияние на общее состояние человека, а значит, на его голосовой аппарат.
Одним из важных факторов предупреждения нарушений голоса является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение.
Нужно стараться не перенапрягать голос избегать громкого разговора, крика и визга, в том числе и как проявление низкого культурного уровня. После рабочего дня по возможности 1-2 часа нужно помолчать, прополоскать полость рта и горло тёплым (но не горячим) успокаивающим настоем.
Вокальный репертуар следует подбирать с учётом диапазона голоса.
Необходимо постоянно заботиться о физическом закаливании организма, (повышающем иммунитет к различным заболеваниям), о формировании уравновешенного активного поведения и хорошего бодрого настроения.
Отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками. Все эти факторы вызывают и поддерживают катаральное состояние слизистой оболочки глотки и гортани.
Помещения, в которых вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями.
Таким образом, знания по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по голосоведению, расширению диапазона и звучания и повышению выносливости голоса позволяют сохранить и развить природные качества голоса.
Рекомендации
Упражнения, способствующие улучшению качества голосоведения
Цель этих упражнений – подготовить речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы и др.
Проводить упражнения следует в хорошо проветриваемом помещении. Тренироваться рекомендуется утром, до речевой нагрузки, перед уроком, при голосовом утомлении. Каждое упражнение следует повторить 5-10 раз. Упражнения выполняйте несколько раз в день.
Проверьте тип своего дыхания. Для полноценной фонации нам необходимо диафрагмальное дыхание. Его необходимо отрабатывать сначала в положении лежа, затем сидя и только потом стоя с контролем зеркала. Одну руку положите на грудь, другую – на живот (для контроля за движением мышц). При вдохе грудь и плечи должны оставаться неподвижными.
Правильно слышу – хорошо говорю!
Фонематическое восприятие - способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения. Опыт многих логопедов-практиков подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всех сторон речи ребенка. Формированию фонематического восприятия отводят ведущее место в работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, Вы, родители, облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений или способствовать сокращению времени работы по исправлению уже имеющихся нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному.
Начинаем работу с узнавания неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
+ |
+ |
|
+ |
++ |
|
++ |
+ |
|
+ |
++ |
+ |
++ |
+ |
++ |
Ритмические рисунки можно отстукивать, протопать или проиграть на любом детском музыкальном инструменте. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
Различение сходных между собой по звучанию слов.
БАК — ТАК МАК — БАК — ТАК ТОК — ТУК — ТАК БЫК — БАК — БОК ДАМ — ДОМ — ДЫМ КОМ — ДОМ — ГНОМ
МОТОК — КАТОК — ПОТОК БАТОН — БУТОН — БЕТОН БУДКА — ДУДКА — УТКА НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА ТЫКВА — БУКВА — БУДКА КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНКА
Люба - Люда Толя - Толя Коля - Толя Дима - Дина Саша – Саша
Миша - Маша Соня - Саня Дина - Инна Витя - Витя Витя - Митя
Различение слогов
1) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)
ТА — ТА —ТА ТА — ТА — ТА ТА — ТА — ТА |
ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА |
КА — КА — КА КА — КА — КА КА — КА — КА |
Аналогичная работа проводится с другими слоговыми рядами, содержащими простые для произношения ребенка согласные звуки.
2) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками
ТА — ТО — ТУ ТЫ — ТА — ТО МУ — МЫ — МА МО — МА — МЫ ВА — ВУ — ВО |
ВО — ВЫ — ВУ НУ — НЫ — НА НО — НА — НУ ДА— ДЫ — ДО ДУ — ДЫ — ДА |
БО — БА — БЫ БУ — БО — БА ПА — ПУ — ПО ПЫ — ПО — ПУ КУ — КО — КА и т. п. |
3) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками
ТА — КА — ПА КА — НА — ПА ФА — ХА — КА БА — ДА — ГА МА — НА — ВА |
ПА — КА — ТА ГА — БА — ДА КА — ФА — ХА ВА — МА — НА НА — ВА — БА |
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
4) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости
ПА — БА ТА — ДА |
ФА — ВА КА — ГА |
ПА — БА — ПА БА — ПА — БА ТА — ДА — ТА ДА — ТА — ДА |
КА — ГА — КА ГА — КА — ГА ВА — ФА — ВА ФА — ВА — ФА |
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
5) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости
ПА — ПЯ МА — МЯ ВА — ВЯ ТА — ТЯ БА — БЯ ДА — ДЯ ФА — ФЯ |
ПО — ПЁ МО — МЁ ВО — ВЁ ТО — ТЁ ВО — БЁ ДО — ДЁ ФО — ФЁ |
ПУ — ПЮ МУ — МЮ ВУ — ВЮ ТУ — ТЮ БУ — БЮ ДУ — ДЮ ФУ — ФЮ |
ПЫ — ПИ МЫ — МИ ВЫ — ВИ ты — ТИ БЫ — БИ ДЫ — ДИ ФЫ — ФИ |
Различение и выделение звуков из ряда других
Процесс формирования и тем более исправления речи требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей - они еще очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными.